Главная Рука Деметры на колосьях

Рука Деметры на колосьях
 

Рука Деметры на колосьях


       В дни празднования столетия Ульяновского НИИСХ, я сделал удивительное открытие. Оказывается, в этом институте есть замечательная статуя богини Деметры. У них есть, а вот у других подобного я не видел. Даже по-доброму позавидовал - стоит в зале рядом с почвенными профилями стройная женщина, оберегает институт и направляет умы ученых на путь истинный. Правой рукой богиня Деметра нежно прижимает к себе налитые колосья пшеницы. Может быть это известный Симбирцит, а может и совсем новый сорт Экада 113? Но ведь не важно, какой сорт, главное, что он достоин внимания Богини-защитницы растений и полей.
 
 
       Интересно, что имена древних божественных женщин носят и современные, или почти, современные сорта пшеницы. Например, в США в первой половине прошлого века был сорт Ceros. Явно название сорта связано с именем древнеримской богини Цереры (Ceros), покровительницы Урожая с полей и огородов. По данным Р.Пайнтера автора книги «Устойчивость растений к насекомым»(1953г) этот сорт мягкой пшеницы оказался уникальным по устойчивости к листогрызущим вредителям (и в частности к мексиканской кобылке!!!). Но это совсем другая история, и о ней мы расскажем в следующий раз. Или, вот современный сорт озимой пшеницы краснодарских селекционеров - Деметра. Не только имя красивое – ДЕМЕТРА!!!, но и пшеница красавица - высокопродуктивная и весьма оригинальная.

      Побывав как-то в Пушкинском музее в Москве (ГМИИ), я обратил внимание на небольшую бронзовую скульптуру, которая, мне показалась, удивительно знакомой. Поискав информацию о ней, я уточнил, что это уменьшенная копия Версальской скульптурной композиции Франсуа Жирардона «Похищение Прозерпины». Ею в свое время любовались французские короли, начиная с конца 17 века. Очевидно Людовик XIV, а может быть и другие номерные правители, ну и, конечно же, любитель зимних прогулок по нашей столице – сам Наполеон так сказать Бонапарт. Такой же шедевр изваял из мрамора и Джованни Бернини. Скульптура теперь украшает римскую Галерею в Боргезе. Только Прозерпину похищающий (похититель) держит другой рукой.
Долго не мог вспомнить, где я же видел этого кунака, умыкнувшего невесту. Где? Конечно на старых студенческих фотографиях!
 
 
       Будучи студентом первого курса ТСХА, а это 1974 год, на практику по Геологии мы ездили всей 14-й группой в Подмосковье. И там, в одном из уголков парка была скульптура, у которой мы, - будущие селекционеры и сфотографировались. Что за статуя? Да так себе - обычная, каких много разбросано по паркам нашей тогда еще необъятной страны. Какой-то бородатый дядька тащит куда-то молоденькую, весьма колоритную девушку. Весна! А вокруг густой лес? Но теперь-то я знаю, что этот мужик - царь Аид (Плутон), похищающий дочь богини Деметры (Цереры) - Персефону (Прозерпину). И поверьте, наша статуя из подмосковного парка с обломанными руками и ногами ни сколько не хуже оригинала, потому, что это наша память о беззаботных студенческих годах.
 
 


       А недавно была встреча выпускников академии 1978 года. Почему только выпускников? Это мои друзья, с которыми я встретился 40 лет назад, с кем провел лучшие студенческие годы. И пусть не все смогли приехать по разным причинам на эту встречу, но ребята из 14 группы выглядят молодцом. Чувствуется тимирязевская закалка. Мы еще встретимся…
      Ну а что Деметра? Где она? Да тут рядом с ректоратом - в парке академии.
 
 


Здесь установлены четыре божественные чугунные композиции, созданные на Демидовских заводах. Среди них выделяется Она - Деметра (Церера), прогуливающаяся по парку вместе с дочуркой Персефоночкой. Говорят, изваял их сам Растрелли. Солидная такая скульптурка. Вся в динамике. Особенно интересно положение левой руки статуи. Богиня нашей alma mater как бы спрашивает у студента агрофака: «А будешь ли ты отрок после окончания академии работать по специальности? Будешь ли ты, будущий селекционер создавать новые сорта и выращивать в полях такие же тучные колосья, какие я держу в правой руке? Что тяжело с утра до ночи «пахать» на селекционном участке? Очень тяжело. Ну а кому сегодня легко…».
Вы наверняка знаете первого студента Агрофака? Нет? О, это мифический Триптолем, ученик Деметры. Это она научила юношу земледелию и растениеводству, дала ему как настоящий семеновод зрелые зерна пшеницы (заметьте именно пшеницы, а не овса или другой зерновой культуры) со словами:«Сей дорогой доброе, разумное и вечное». Получив образование и набравшись мудрости Триптолем сам начал обучать хлебопашеству и разъезжая на своей колеснице по всему мир усеял знания и передавал людям накопленный опыт.Или как сейчас говорят – организовал международный передвижной семинар на колесах.
Есть и другие божества причастные к земледелию. Например, Аннона – древнеримская богиня, оберегающая ежегодную уборку урожая зерна. Оказывается, в 2011году она смотрела не в нашу сторону, поэтому и выдалась уборка до снега. В 2012 - зажарила поля небывалым зноем, а в 2013 – залила тропическими августовскими ливнями. Что дальше? Всякое бывает в сельском хозяйстве, просто в эти годы мы не понравились ей. Ох уж эта божественная Аннона – капризная, как Фортуна – богиня Судьбы и удачи. На древних монетах и скульптурах Аннону изображали обязательно с пшеничными колосьями в руках и модием, наполненным зерном. Кстати, модий это сосуд, используемый древними земледельцами в качестве меры для зерна.

      А вот монета от знаменитых землепашцев античного государства Ольвия. Она отчеканена из серебра задолго до нашей и вашей эры на территории Северного Причерноморья. И на ней, по мнению археологов (фото из книги В.Д.Блаватского), изображена богиня Деметра.
 
 


Так вот она какая - улыбка Деметры! Ну, а в волосы Богини по традиции вплетен небольшой колос остистый пшеницы. Без этого нельзя. Все лучшее Божеству.

 
 


      Как только весной в моем саду распускаются яркие цветы, собирать нектар прилетают разнообразные бражники, похожие чем-то на маленьких колибри. Латинское название бабочки малого олеандрового бражника - Proserpinus proserpina. Интересно, что подвигло энтомологов дать имя дочери Деметры этому быстрокрылому насекомому?

      Сельскую Богиню знали и почитали во все времена. В начале прошлого века известный русский поэт Валерий Брюсов в своем сборнике «Στεφανος» («Венок») посвятил ей стихи. И называются они просто - «К Деметре», но как звучат:

Небо четко, небо сине,
Жгучий луч палит поля:
Смутно жаждущей пустыней
Простирается земля;

Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать...
Низойди в свой мир, Деметра,
Воззови уснувших, мать!

Глыбы взрыхленные черны,
Их вспоил весенний снег.
Где вы, дремлющие зерна,
Замышляйте свой побег!

Званы вы на пир вселенной!
Стебли к солнцу устремя,
К жизни новой, совершенной
Воскресайте, озимя!

И в душе за ночью зимней
Тоже - свет, и тоже - тишь.
Что ж, душа, в весеннем гимне
Ты проснуться не спешишь?

Как засеянное поле,
Простираются мечты,
И в огнистом ореоле
Солнце смотрит с высоты.
Брошен был порой осенней
И в тебя богатый сев, -
Зерна страсти и мучений,
Всколоситесь, как напев!

Время вам в движеньях метра
Прозвучать и заблистать.
Низойди в свой мир, Деметра,
Воззови к усопшим, мать!

        _______________


Обратите внимание, какое знание агрономии, и тонкостей биологии озимой пшеницы, какие проникновенные слова поэта - «зерна страсти и мучений»! Хорошо написано о тяжелом труде крестьянина. Или может быть селекционера?А тут еще Богиня все никак не снизойдет к нам, да и засуха кругом - «жгучий луч палит поля». Все плохо. Так что придется матери Деметре в марте снова разбудить душу растений, которые приглашены посетить «пир вселенной».И чтобы, как обычно, после хорошей перезимовки,«стебли к солнцу устремя» воскресали озимя.Такой уж необычный эпитет применил поэт к озимым культурам!


 
 
 

     Опять же на зимней встрече объединения «Экада» в Ульяновском НИИСХ научные сотрудники рассказали мне, что рядом с институтом в поселке Тимирязевский идет строительство православного храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». http://www.ulniish.ru Подобные храмы возведены и в других областях. Там тоже есть иконы со снопами пшеницы, защищающие от невзгод труд крестьянина.

       Интересно, что в молитве перед иконой Божией Матери "Спорительница хлебов" есть такие слова-«…Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренневзывати ко Господу: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь". Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злагообстояния и Всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.»

       А еще Богини обитают в Эрмитаже. Первый раз я побывал в нем еще школьником вместе с мамой и братом во время поездки в Ленинград в 1968 году. Ну конечно, тогда впечатлил рыцарский зал и огромные каменные вазы. А будучи уже аспирантом ВИРа, и проживая в знаменитом общежитии на Саперном переулке, что рядом с Невским проспектом, мне удалось основательно побродить по залам этого огромного музея-дворца. Скульптуры, картины, гобелены, артефакты. Но самое незабываемое впечатление оставило посещение «Золотой кладовой» Эрмитажа. Удивили не царские золото и бриллианты. Я был потрясен скифским золотом, и особенно, уникальными серьгами, лежащими под большим увеличительным стеклом. Они найдены в курганах Феодосии и изображают богиню Нику, летящую на квадриге коней, выполненную в технике зерни, с микроскопическими подробностями. Запомнились слова экскурсовода о том, что подобное изделие можно создать только с каким-то прибором для большого увеличения. Но откуда это могло быть в Греции за 400 лет до нашей эры? И еще. Оказывается, мастера фирмы Карла Фаберже пытались повторить это произведение искусства на серебре - более легком для работы ювелиров металле. Не получилось!!! К сожалению, у меня нет своих фотографий этого чуда ювелирного искусства, да в то время никто бы и не разрешил снимать в сокровищнице. Поэтому воспользуюсь изображением этих артефактов с одного из сайтов http://webcache.googleusercontent.com

 
 


В одном из залов Зимнего дворца скромно притаилась юная богиня цветения колосьев – Флора. Триумфатор Петербурга Этьен Морис Фальконе изваял Весну. Ну, просто красавицу! Богиню! Правда я не увидел пшеницы рядом с покровительницей растениеводства, как и вообще ничего кроме изумительной девушки и роз. А вот и иллюстрация с Флорой из старого путеводителя, с которым я ходил по Эрмитажу в 1968году.

 
 
       Причем и в Зороастризме тоже есть свой защитник растений – Америтат. А есть и раты - покровители всего. Так вот главным по злакам (ратом) является пшеница. А как иначе? Это же Пшеница, раньше она была царицей полей. Никогда не задумывался над словами «родные пенаты», хотя в свое время бывал в «Пенатах» в Куоккале в доме–музее великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Что же это такое? Оказывается, у римлян есть боги- хранители домашнего очага – Пенаты. Выбор же божества охраняющего дом, каждый житель делал сам. Кроме Пенатов есть еще семейные Гении и Лары. Причем Лары покровительствуют также полям и виноградникам.

       А вообще-то богов и богинь у разных стран и народов, отвечающих за плодородие, за благополучие полей и огородов, за смену времен года и все прочее связанное с хлебом насущным, была целая армия – Кора, Опа, Либера, Майя, Теллура, Гея, Ферония, Диана, Вертумн и его жена Помона…Оказывается, если хочешь хорошо посеять пшеницу - на поклон к Консу, замаливать грехи. Он ответственный там, наверху за посевную кампанию, а заодно, как заведующий небесным складом сохранит зерно до следующей посевной.

      Но не будем из этого делать Божественного культа. Главное в сельском хозяйстве, как я думаю, это Селекция. А вот богинь-хранительниц селекционных традиций пока не придумали, хотя древняя старушка-история весьма увлекательна и не предсказуема… А если археологи постараются и что-то откопают, то и у селекционеров с генетиками будет своя богиня Науки (Защитница, Заступница). Думаю, теперь ей уже ничего не угрожает. Никто за отечественную Генетику руки не обломает, как Венере с острова Милос. Да и поздно - уже обломали. Богиня Фортуна слегка отвернулась и теперь на вершине ее Колеса удачи другие ученые и другие науки. Но опять же, как образно сказал мудрый Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер в своей эпиграмме, обращенной к Науке (возможно сельскохозяйственной?):


« Кажешься ты одному небесной богиней, другому

       Жирной коровой, всегда масло дающей ему ».